+7 (800) 222-22-96 +7 (861) 292-22-96

Поиск

Меню



Текущий и постоянный ремонт трансформаторов

Силовые трансформаторы – это довольно дорогие и сложные устройства, которые предназначены для использования в электрических сетях, обеспечивающих электропитание гражданских, промышленных объектов, оборонных и других структур. У них достаточно высокие требования, предъявляемые к надёжности. Пример подобного трансформатора и входящих в его состав компонентов показан на Рисунке № 1.

Помимо силовых маслонаполненных трансформаторов, есть и «сухие» трансформаторы, у которых охлаждающей и изолирующей средой выступает атмосферный воздух. Обычно их мощность меньше, нежели у маслонаполненных трансформаторов по причине ограничений по возможности эффективного охлаждения, влиянию окружающей среды, а также по пробойным характеристикам воздушной среды. Пример такого «сухого» 3-фазного трансформатора приведен на Рисунке № 2.

Работа трансформаторов

Схему работы трансформатора можно проиллюстрировать (Рисунок № 3). Производится подача переменного напряжения на первичную обмотку, по которой протекает переменный ток. По причине такого явления, как электромагнитная индукция, в магнитопроводе устройства возникает магнитный поток, благодаря которому во вторичной обмотке порождается электродвижущая сила и при подключении к ней нагрузки и ток вторичной обмотки. При протекании тока наличие сопротивления обмоток приводит к их нагреву. Высокая величина напряжения в обмотках, а также на выводах (вводах) предъявляет довольно высокие требования к устройствам на пробой и к их изоляционным средам.

Возникающий в сердечнике магнитный поток изменяет направление с частотой напряжения (переменного), что приводит к выделению тепла в магнитопроводе и возникновению силового воздействия магнитного переменного поля на специальные элементы – магнетики трансформатора, через них это воздействие механически передается на все остальные элементы. Этот эффект вызывает лёгкую вибрацию и характерное «гудение» работающего трансформатора.

Ремонт трансформаторов

В процессе работы трансформатора на их элементы оказывают влияние следующие воздействия:

  • механические;
  • климатические;
  • термические;
  • электродинамические;
  • биологические;
  • химические.

Данные факторы способствуют утере первоначальных свойств отдельных компонентов устройства, что приводит к выходу из строя трансформатора либо изменению его основных эксплуатационных характеристик.

Чтобы поддерживать работоспособность техники в заданных эксплуатационных параметрах, проводят периодическое техобслуживание трансформаторов и их ремонт: капитальный и текущий.

Техобслуживание трансформаторов, а также их капитальный и текущий ремонт проводят в порядке и с периодичностью, описанной в эксплуатационной документации техники и «Правилах технической эксплуатации электрических установок потребителей».

Проведение текущего ремонта

Текущий ремонт маслонаполненного трансформатора проводят следующим образом:

  1. Выполняется внешний осмотр с последующим устранением выявленных дефектов (например, подтяжкой резьбовых соединений).
  2. Чистка бака и изоляторов.
  3. Пополнение масла, слив из расширителя грязи, проверка исправности маслоуказателя.
  4. Осмотр с последующей проверкой уплотнений и кранов.
  5. Проведение проверки и последующей чистки устройств охлаждения.
  6. Осуществление инспекции газовой защиты.
  7. Проведение проверки мембраны выхлопной трубы на предмет её целостности.
  8. Измерение параметров при проведении испытаний (электрических испытаний обмоток, химического анализа масла, а также испытание его на пробой).

Что же касается «сухих» трансформаторов, то этот перечень у них немного другой по причине отсутствия устройств, которые обеспечивают функционирование маслосистемы и маслонаполненного корпуса.

Текущий ремонт «сухого» трансформатора заключается в следующем:

  1. Проведение внешнего осмотра с последующим устранением выявленных дефектов, (к примеру, подтяжкой резьбовых соединений).
  2. Проверка системы охлаждения – проводить её рекомендуется один раз в 6 месяцев. При принудительной вентиляции надо сделать оценку качества работы вентиляторов и проверить температурный контроллер на предмет его исправности.
  3. Очистка от загрязнений поверхности трансформатора. Проводить ее рекомендуют не реже одного раза в квартал либо в полгода. При высокой степени загрязнения окружающей среды очистка проводится чаще.
  4. Проверка корпуса устройства на предмет наличия трещин проводится один раз в 12 месяцев. При обнаружении трещин следует сразу же их устранить.
  5. Проверка изоляции на предмет её целостности, а также уровня защиты металлических конструктивных элементов проводится один раз в 12 месяцев.
  6. Проверка фиксации обмоток. В случае выявления повреждения обмотки литого вида обязательно требуется ее замена.
  7. Измерение параметров устройства при проведении испытаний (работа температурного контроллера, электрические испытания обмоток).

Проведение капитального ремонта

Объём капитального ремонта зависит от конкретного типа трансформатора. Все обязательные работы определяются пунктом № 2 Приложения № 3 ПТЭЭП. При проведении текущего обслуживания каждый год капремонт проводят один раз в несколько лет (зависит от обстоятельств).

Содержание капремонта маслонаполненного трансформатора кратко включает следующее:

  1. Проведение вскрытия трансформатора (см. Рисунок № 5).
  2. Ремонт обмоток, изоляции трансформатора, магнитопровода, отводов и переключателей.
  3. Ремонт вышеперечисленных элементов в текущем ремонте;
  4. Проведение чистки и окраски бака.
  5. Чистка либо замена масла.
  6. Проведение сушки активной части.
  7. Проверка КИП, а также измерительных и сигнальных устройств.
  8. Сборка трансформатора.
  9. Проведение измерений и испытаний (см. Рисунок № 6).

Содержание капремонта сухого трансформатора включает кратко следующее:

  1. Удаление загрязнений с поверхности магнитопроводов и обмоток.
  2. Проведение замены отдельных обмоток либо повреждённых участков изоляции обмоток.
  3. Проведение проверки затяжки магнитопровода и, если необходимо, подтяжка.
  4. Проведение проверки затяжки стяжных шпилек обмотки и, если необходимо, подтяжка.
  5. Проведение проверки клиновых устройств крепления обмотки и, если необходимо, их подпрессовка.
  6. Проведение зачистки и окраски мест, где есть следы ржавчины.
  7. Проведение продувки вентиляционных каналов сжатым воздухом.
  8. Сборка трансформатора.
  9. Проведение измерений и испытаний.